Публікації

Точка Невозврата для Украины еще не наступила!

Новый Президент, Мирный План, Мирные переговоры о Мире.

У здравомыслящих появилась надежда на желаемый Мир.

Президент Украины обеспечил мирные переговоры, поддержанные и Россией и Европейскими странами-друзьями.

Участниками переговоров выступают на стороне официальной Украины сильные личности и сильные политики, которые не только удерживали профессионально власть в своих руках долгие годы, но и обеспечивали мир, порядок, единство и экономическое развитие страны. К сожалению, негативное клеймо этим политикам приклеили те, кто всеми способами лез во власть не имея опыта, способностей и элементарных понятий государственного управления, но имел способность заполнить информационное пространство негативом и очернить тех, кто работал на государство и народ. Оглянитесь вокруг и вы увидите кто и с каким образовательным профилем во власти разного рода. Глубина экономических, юридических и финансовых знаний отсутствует напрочь. Знания международных политических и экономических отношений на протяжении последних лет для людей при власти – диковинка. Среди депутатов журналистов больше чем юристов, экономистов и финансистов. Вот какой суррогат получила Украина.

Результат правления этих суррогатов: подорванная экономика, огромные долги, слабая разграбленная армия, потеря территории, смерть и война.

Для предотвращения этого кошмара немедленно необходимо вернуть во власть в поддержку президенту опытных политиков и людей с глубокими знаниями мировых и внутригосударственных политических, экономических, финансовых, юридических процессов и офицеров-профессионалов для обеспечения безопасности страны.

Кричать с пеной у рта против Кучмы, Медведчука, Порошенко и других старых опытных политиков могут только те, кто боится их стержня, их ума и ловкости, их профессионализма и жесткости. Именно при этих людях демагогия и авантюризм, ставшие для нас привычными в последнее время, БУДУТ ИСКОРЕНЕНЫ НАПРОЧЬ.

МИР БУДЕТ ОБЕСПЕЧЕН! УКРАИНА БУДЕТ СОХРАНЕНА! СМЕРТИ ПРЕКРАТЯТСЯ! БУДЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ! Кто в это не верит – не мешайте. Объединение Лидеров территориальных общих всех регионов, основанное личностями, среди которых нет политиков и олигархов, поддерживает сегодняшние планы и проекты Президента Украины, поддерживает Мирные переговоры и тех кто их проводит и призывает всех патриотов Украины максимально помогать в этих вопросах, ради сохранения Государства, Мира и экономической развития страны.

ЧЕРПАЙМО СИЛУ В ЄДНОСТІ, ПИТАЙМО ПРАВДИ У НАРОДУ!


Єднаймося, бо ми того варті.

Українські громади півночі і півдня, сходу і заходу єднайтеся в одній думці, в одному бажанні, в спільних діях за майбутнє країни. Іншого шансу не буде. Оберіть найсміливішого ЛІДЕРА-І ВПЕРЕД до ПЕРЕМОГИ!

Голова “Всеукраїнського об”єднання лідерів територіальних громад”
Лідія Поречкіна



 

Лидия Поречкина: Путевку в жизнь мне выписывал Вадим Гетьман.

Про астрологию

- В моей семье случилась трагедия и я начала искать ответ: почему?.. Познакомилась сПавлом Глобой ив свое время мы вместе создали фонд астрологов, но потом перестали общаться.

- Многие украинские политики увлекаются астрологией?

- Многие. Глоба в свое время консультировалКравчука, Медведчука, Тимошенко. Перед выборами многие политсилы как правило заказываютастрологическиепрогнозы и многие политики им доверяют. Так было, в частности, в 2006 году.

- И этот прогноз оправдался?

- Что любопытно: фактически все прогнозы сбылись.

- А что говорят звезды и знаки, скрытые от простых смертных, о политическом будущем Юлии Владимировны?

- В соответствии с ее астрологической характеристикой у Юли Владимировны комплекс власти, а такой показатель (учитывая события мировой истории) вредит гармоничному развитию Украины.

- Любопытно. А вот все политологи в голос утверждают, что Юлия Владимировна – безальтернативный выбор народа на следующих президентских выборах.

- У политологов свои подходы, на которые влияют многие факторы,в том числе финансовые, а астрология очень точная наука, требующая глубокого аналитического анализа и проверенная веками. Впрочем, случается, что известные астрологи тоже начинают использовать астрологию как бизнес…

Про политику, госслужбу и про ангела-хранителя

- У вас наверняка есть свой гороскоп? Какое политическое будущее он вам рисует?

- Знаете, я родилась в день Георгия Победоносца, значит мое призвание – отстаивать справедливость, бороться со злом, защищать слабых, апобеды на профессиональном поприще мне предписаны сверху. В политике и на государевой службе оказалась случайно – в 2000 году. Причем, в чиновники не рвалась – меня убедили, что «так надо». Пришла из бизнеса. Моим первым проектоми самым большим достижением стало создание первого в Украине коммерческого вуза. В начале 90-х я создала Киевский институт банкиров.

- Мы с вами давно живем в этой стране, и, думаю, вы со мной согласитесь: для бизнесмена-новичка открытие первого украинского частного вуза – задача нерешаемая без поддержки «старшего товарища».

- Таких товарищей у меня было немало. До окончания Киевского технологического института легкой промышленности, я по совместительству преподавала экономические дисциплины и начала писать диссертацию по научной организации труда. Но развалился Союз, и тема стала не актуальной. В 1989 году меня пригласилв новосозданий «Агропромбанк» Вадим Гетьман. Я благодарна Богу, что встретила на своем жизненном пути этого человека. Он был очень жестким и требовательным руководителем и, одновременно – настоящим политиком и профессионалом-работоголиком. Для воспитания молодых людей такой учитель – подарок судьбы.

В начале 90-х возникла необходимость создать в молодом независимом государстве свой институт по подготовке профессиональных банкиров международного уровня. Я взялась за это. Мне помогали очень многие:и банкиры, и научные работники. Среди них – председатель правления «Агропромбанка» Александр Николаевич Коваленко, первый проректор Киевского торгово-экономического (на то время) института Нина Николаевна Ушакова, Игорь Бураковский, который сегодня возглавляет институт экономических исследований и политических консультаций, Антон Сергеевич Филипенко и Александр Иванович Кредисов – заведующие кафедрами Института международных отношений и многие многие другие.

- Молва связывает вас не с самим Гетьманом, как вы упоминали выше, а с его самым успешным учеником – Виктором Ющенко…

- С Виктором Андреевичем мы познакомились позже – в банке. Но я не могу сказать, что между нами были близкие отношения. Мы все были командой «Агропромбанка».

- Но, кажется, на момент вашего прихода в банк вы не имели никакого отношения к банковской сфере. Почему вас позвал работать сам Гетьман?

- На тот момент банковская система Украины формировалась буквально с нуля. Специалистов катастрофически не хватало, их следовало воспитывать. Вадим Петрович понимал это,и начал готовить банкиров из молодых экономистов. Тогда в «Агропромбанк» пришли многие молодые ребята, в основном начинавшие с научной карьеры. Среди них – Игорь Митюков, Игорь Франскевич, Олег Андронов, Юрий Фласенко, Дмитрий Грыджук…

Кстати, Игорь Митюков был первым заместителем председателя научного совета института, который я возглавила, а Нина Ушакова – председателем совета. Вот и вся история.

А cЮщенко мы шли параллельными курсами. К тому же он был совсем на другой ступени в банковской иерархии. Я же в«Агробанке» начинала с нуля. Начала осваивать профессию простогооператора, затем прошла остальные ступени, наконец, прошла аттестацию и заняла должность заместителя начальника кадровой службы – я отвечала заобучение и подбор персонала. По долгу службы я видела: в банках грандиозный дефицит квалифицированных специалистов. И в 1993 году у меня родилась идея создать кузницу банковских кадров. Обсудила идею с Коваленко, Ушаковой и Митюковым и принялась за работу.

Денег для полноценного старта конечно не хватало. Но преподаватели многих вузов и видные банкиры согласились читать лекции бесплатно. Кстати, и ведущего банкира Ющенко мы приглашали выступитьс докладами. Экономические вузы страны были заинтересованы в помощи нашему институту, ведь мы вместе готовили новые технологии в банковской, финансовой, экономической сферах образования. Благодаря Гетьману и Митюкову наш институт стал ассоциативным членом международных банковских организаций, на нас посыпались гранты – все-таки мы были первыми на то время. За эти гранты многие получили зарубежное образование, смогли закупить дефицитную и дорогую оргтехнику.А уже через год мы вышли на самоокупаемость. Впрочем, занимались не только обучением. Составляли проекты для иностранных инвесторов, а еще принимали участие в разработке нормативной базы, в том числе для НБУ.

- Можете вспомнить именитых выпускников вашего вуза?

- Это была настоящая кузница кадров. У нас учились Олег Салмин ( бывший депутат от СДПУо), Николай Пасько (до недавнего времени возглавлял представительство одной из крупнейших финансовых компаний мира «Морган Стэнли»), нынешний нардеп от БЮТ Валерий Шаманов, Сергей Тигипко обучил в нашем институте начальников облдирекций «Приватбанка»…

Про нефть

- Но, кажется, вы не остановились на бизнесе в сфере высшего образования. По некоторым данным, вы и ваша семья являлись учредителями компании «Украинские нефтегазовые технологии».

-В 90-х годах постоянной проблемой для Украины была нехватка нефтепродуктов. Друзья предложили моему мужу стать соучредителем нефтяной компании, одним из партнеров в которой была невестка Владимира Щербицкого. Меня приглашали для консультаций по разным вопросам, включая маркетинговые исследования рынков и бизнес-планирование. Дела компании шли успешно до 1998 года.

- Однако! Аксиома: к энергоносителям просто так не подпускают. Это уже большая политика называется. Вот, например, у Юлии Тимошенко и ее «Итеры» в то время был Павел Лазаренко. А у вас?

-А у меня – мой муж, его друзья и их знакомый – болгарский бизнесменТодор Димитров.

- Слишком много родственников бывших руководителей стран в вашем бизнесе: невестка Щербицкого, родственник Димитрова…

-Не следует равнять наш бизнес с «Итеровским». Самое главное –мы не зависели от государственных инстанций. Это был чистый бизнес без вкраплений политики, который держался на связях Димитрова в международных кругах. Тодор после падения социализма уехал в США, занялся большим нефтяным бизнесом. Вернулся в Болгарию, создал свою нефтяную международную компанию и в один прекрасный момент предложил друзьям мужа сотрудничество. Компания не работала с государственными структурами, не получала платежей из бюджета, не кредитовалась в банках. Первый танкер с нефтепродуктами Тодор отправил с отсрочкой платежа, который, кстати,был продан компании Богдана Губского. Далее все поставки топлива шли непосредственно сельхозпроизводителям. После продажи первого танкера у компании появились оборотные средства, а к 1998 году ее капитал составлял около 100 млн. долларов. Кроме того, компания поставляла в Украину казахскую нефть и перерабатывала ее на Херсонском НПЗ. Заработанные деньги стали вкладывать в производство, в частности начали завозить в Украину современное оборудование, открыли пять производственных компаний.

Мне было очень тяжело. После 10-12 часовой напряженной работы в институте, где-то в 19-20 часов вечера начиналась другая очень трудная работа торгово-промышленный бизнес. Но у нас была сильная команда и я всем благодарна за профессионализм. Институту банкиров мы помогали из своей прибыли.

- Как показывает практика, все нефтегазовые бизнесы рано или поздно заканчиваются в связи с изменением политической и экономической ситуации.

-У нас все закончилось в 1998 году. К этому времени состоялся перераздел рынка, россияне начали скупать нефтеперерабатывающие предприятия в Украине. Казахскую нефть уже негде было перерабатывать, поскольку новые хозяева обеспечивали НПЗ собственным сырьем.

Перейдя на государственную службу, я поняла одну аксиому: политика и бизнес, если есть совесть, не совместимы. На этом моя бизнес-карьера закончилась.

“НБУ направил в банк «Украина» комиссию, по результатам проверки наблюдательному совету банка было рекомендовано поменять руководство и поднять престиж банка на финансовом рынке. После этого Кравец стал председателем «Украины». Это – крупнейший специалист по банковскому бухгалтерскому учету. Фактически, он – отец платежной системы страны. Но, увы, и он не до конца понимал, что происходит с банком. Далее на его место пришел Гриджук. Он мог спасти «Украину», а вместе с ней и поднимающееся с колен сельское хозяйство страны, но его «вовремя» сняли.”

- Причина Вашего ухода из института?

- На моих глазах разваливался банк «Украина», аналитики института били тревогу. Материалы исследования деятельности банка указывали на тенденцию возможного краха банка. Но…. время Гетьмана уходило вместе с его серьезными подходами к делу. И в 1998 году я ушла из института.

- В свое время один из давних работников банка на сайте «ТЕМА» адресовал свои обвинения в развале банка и тогдашнему главе НБУ Ющенко – он при желании мог спасти банк, с которого началась его большая банковская и политическая карьера. Но Ющенко не вмешивался в процесс. При этом, заметим, руководителем «Украины» в непростые для банка времена был ставленник Виктора Андреевича – Кравец, который являлся протеже главы НБУ. Уж он-то наверняка информировал Ющенко о губительных процессах, происходивших в банке.

- НБУ направил в банк «Украина» комиссию, порезультатам проверки наблюдательному совету банка было рекомендовано поменять руководство и поднять престиж банка на финансовом рынке. После этого Кравец стал председателем «Украины». Это – крупнейший специалист по банковскому бухгалтерскому учету. Фактически, он – отец платежной системы страны. Но, увы, и он не до конца понимал, что происходит с банком. Далее на его место пришел Гриджук. Он мог спасти «Украину», а вместе с ней и поднимающееся с колен сельское хозяйство страны, но его «вовремя» сняли.

Ющенко, как глава НБУ, занимался слишком многими государственными вопросами и не мог физически дублировать руководство банка «Украина», который разрывала группа «заинтересованных лиц». Однако я была свидетелем работы комиссий НБУ по ревизованию деятельности «Украины» и видела ее рекомендации наблюдательному совету банка по формированию качественной кадровой политики и жесткие указания по устранению серьезных недостатков в его работе. Кроме того, из НБУ шли ультимативные указания о выводе стратегического банка государства из финансового пике. Но были силы, которые оказались влиятельнее главы НБУ. Хотя, ответственно заявляю: на момент банкротства активы банка полностью обеспечивали его обязательства перед клиентами. Банк разворовывали неприкрыто, нагло.

- Поговаривали, что Сацюк выкупил государственный пакет банка «Украина», а его компания была одним из самых крупных его должников? Кто же сделал банк банкротом?

- Да, правда. Кроме того, Сацюк был последним председателем наблюдательного совета банка. Но мне дорога в «Украину» была закрыта. В 2000-2001-м годуглавной темой политической элиты стало банкротство банка «Украина». Желающих банкротить банк было много. «Главными финансистами» страны по этому вопросу в прессе выступали многие политики – от Витренко до Суслова.

Я считала, что банкротить такой мощный банк было преступлением века, и прогнозировала, что развал банка спровоцирует развал сельского хозяйства страны, что и произошло. В2000 году на заседании комиссиипо вопросам финансовой безопасности при СНБО, членом которой я была, мы, вместе с Людмилой Денисовой, аргументировали цифрами, что банк «Украина» без проблем можно спасти. Но……

Про хлеб, нефть и иностранную аннексию сельского хозяйства

 

- В мае 1998 года на одной из конференций я познакомилась с Григорием Омельяненко, новоназначенным председателем государственной компании «Хлеб Украины». Он попросил меня помочь ему разработать организационную структуру деятельности этой компании с учетом опыта работы подобных структур на мировом рынке зерна. Я знала, как работают государственные зерновые компании Канады, Казахстана и других хлебных стран и согласилась ему помочь. Через месяц, зная о моем намерении уйти из института, Омельяненко предложил мне стать его замом по финансовым вопросам.

К тому времени эта компания находилась не в лучшем состоянии. Вокруг «Хлеба Украины» крутилось ограниченное количество коммерческих структур, которые под госгарантии поставляли сельхозпредприятиям топливо в зачет будущего урожая. Реально это был разорительный для селян бизнес. Действовали совершено грабительские коэффициенты,по которым просчитывалось количество зерна за поставленное топливо. Владельцы компаний, которые работали с «Хлебом Украины», были тесно связаны с тогдашним руководством страны. Они делали миллионы, высасывая последнее из села.

- А ходили слухи, что в «Хлеб Украины» вас рекомендовал Виктор Ющенко – в благодарность за ваше неучастие в «дерибане» банка «Украина».

- Если слухи ходят, то в них кто-то заинтересован. А желающих не мало, как тогда, так и сейчас. Виктор Андреевич не имел никакого отношения как к ГАК «Хлеб Украины», так и к «дерибану» банка «Украина».

Придя в ГАК, я, прежде всего, разработала программу, по которой следовало изменить те самые коэффициенты расчетов, которые не давали селу поднять голову. И тут началось такое … Доходило до угроз. А тем временем меня атаковали руководители таких компаний как «Мариам», «Агроюмекс», «Укррос» и других с «просьбами» завизировать договоры с кабальными для сельхозпроизводителей условиями. Я была неумолима и доказывалааналитическими справками и расчетами, что это – уничтожение села, а для самих компаний-посредников – вечные долги «Хлеба Украины» перед ними. Так и случилось: прошло 10 лет, а ГАК «Хлеб Украины» имеет колоссальную кредиторскую задолженность. Когда встречаю сейчас руководителей этих компаний, они сожалеют, что не послушали меня. Вот так.

Программа, которую я разработала по просьбе Омельяненко, предусматривала отказ от посредников между селом и государством.А также предлагался прямой выход государственной продовольственной компании страны на мировой рынок зерна путем аккредитацииее на международных биржах. Тогда это можно было сделать легко. Сегодня нас туда не пустят международные зернотрейдеры, которые пришли в нашу страну и буквально паразитируют на сельском хозяйстве Украины. Имея уникальные природные условия, мы довольствуемся крохами от результатов работы своего сельского хозяйства.

Как я уже говорила, к тому времени россияне уже захватывали отрасль украинской нефтепереработки, тем самым обеспечив энергетическую зависимость Украины. Зная многое о международном нефтяном рынке и рынке переработки нефти, я была уверена, что Украине было бы целесообразно купить выставленный болгарами на продажу (по нынешним меркам за бесценок) Бургасский нефтеперерабатывающий завод, построенный Советским Союзом специально для переработки арабской (особенно иракской нефти). Таким образом, Украина через ГАК «Хлеб Украины» могла закупать нефть в арабских странах, перерабатывать ее на Бургасском НПЗ, а дешевый нефтепродукт направлять сельхозпроизводителям напрямую, минуя посредников. Я внесла такое предложение.Поверьте, если бы это предложение было реализовано, селяне имели бы сегодня топливо совсем по другим ценам, а сельское хозяйство находилось бы в совершенно ином состоянии. Но этот супервыгодный проект был заблокирован. Также руководство страны не поддержало наше предложение принять участие в программе ООН «Иракская нефть в обмен на продукты», благодаря которой мы могли получать дешевую иракскую нефть, значительно снизить свою энергозависимость от России.

Но высшее политическое руководство не хотело ничего менять. А менять надо было, поскольку в любом случае суперприбыльный бизнес нескольких монополистов, присосавшихся к ГАК, не мог длиться вечно. Ведь при тех грабительских коэффициентах село не могло развиваться, с него просто нечего было взять.

Наблюдать за всем этим, не имея возможности повлиять на ситуацию, я не могла и написала заявление об увольнении. Его не подписали, я подала еще одно. Но глава ГАК Омельяненко не отпускал меня. И тогда я просто не вышла на работу. Фактически были две основных причины, из-за которых я вынуждена была покинуть «Хлеб Украины»: это давление со стороны компаний-поставщиков топлива для сельхозпроизводителей, для которых я стремилась снизить те злополучные коэффициенты, а также влияние лобби западных сельхозмонстров, зашедших в нашу страну и не желавших выхода Украины на международный рынок зерна.

Увы, мои прогнозы сбылись. Разорились многие компании, выжили и приумножили свой капитал только те, чьи хозяева ушли в большую политику. Село начало вымирать.

О причинах создания «Государственного инновационного фонда»

 

- После «Хлеба Украины» вы возглавили «Государственную инновационную компанию» – структуру, замечу, не менее проблемную, нежели ГАК «Хлеб Украины», если не сказать больше.

- Не совсем так. Когда я ушла из «Хлеба Украины» мне протянул руку помощи Александр Киреев, предложив возглавить создаваемый под его началом Департамент по контролю за крупными банками. Но многим я со своим стервозным характером была не выгодна на этой должности. И тут начался прессинг по всем фронтам… Я отказалась от этой идеи. Затем, мой земляк Александр Ткаченко, узнав о моих проблемах, решил помочь и рекомендовал меня на должность зампреда банка «Украина». Но я туда тоже не попала – влияния Ткаченко оказалось недостаточно. Это я насчет «лоббирования» Виктором Андреевичем моих трудоустройств, о которых упоминает пресса.

В 2000 году по требованию международного валютного фонда указом Президента в Украине был ликвидирован «Государственный инновационный фонд» и этим же указом было рекомендовано создать государственное кредитно-финансовое учреждение. Роман Бессмертный, на то время – представитель Президента в Парламенте, убедил Кучму и Ющенко, что именно я смогу создать государственную структуру с принципами работы международных финансовых организаций и разберусь, куда делись деньги Государственного инновационного фонда. Это случилось после пяти месяцев премьерства Ющенко.

Я создала Государственную инновационную компанию, пригласивтуда профессиональных и порядочных людей.

Мы начали с аудита выданных Инновационным фондом займов. Результаты аудита были страшными, они выявили грандиозные хищения средств, которые государство выдавало беспроцентно, якобы под выгодные и полезные для экономики инновационные проекты. В действительности это был почти бездонный колодец, из которого приближенные к корыту черпали почти неограниченные капиталы. Там кормились многие из властной верхушки, особенно депутаты. Но среди лоббистов не было ни Кучмы, ни Литвина, ни Медведчука , ни Ющенко… В дальнейшем проверка показала, что на момент получения займов треть получателей не существовали юридически. А, замечу, речь всякий раз шла о 5-10 миллионах гривен. К моему приходу у кредиторов были перед Фондом миллиардные долги.

В новой структуре без нормативной базы работать было нельзя. Мы разработали инструкции в соответствии с законами Украины, учитывая все мелочи и детали. Начали суды с должниками. Я контактировала с руководителями Хозяйственного суда, МВД, СБУ, СНБО, Минфина, и мне удалось выиграть 147 судов за 8 месяцев работы, активизировать процесс возврата долгов. Немало денег удалось вернуть. Мы начали финансировать инвестиционно важные проекты. Восстанавливали малые гидроэлектростанции, пр.

Я докладывала Кучме: практически все средства фонда шли на разворовывание. Надо менять подходы, нужен детальный план развития украинской экономики. И начинать следовало с отправной точки – энергетики (генерирующих гидро- и тепло электростанций, альтернативных энергоисточников, нефте- и газоскважин и пр.). Но работать мне не дали – слишком о крупных суммах шла речь. Никто не желал наведения порядка. На мое место пришел народный депутат Ткачук. Его продвигал Михаил Бродский. Как раз подвернулся удобный случай: выбирали премьера. Бродский поменял свои голоса на место Ткачука во главе «Государственной инновационной компании». Судя по дальнейшей работе Компании, Михаил Бродский не пожалел о своем выборе. А у меня начались проблемы…

Про службу в МВД и методы руководства министра Луценко

 

- В банк «Украина» вы пришли по протекции Гетьмана, в «Хлеб Украины» – по просьбе Омельяненко, в «Государственную инновационную компанию» – по рекомендации Бессмертного, а кто из политиков протежировал вас на пост замминистра внутренних дел Луценко?

- Вообще-то я там оказалась почти случайно. На тот момент был готов документ о моем назначении руководителем «Госпищепрома». Министр сельского хозяйства Баранивский предлагал мне эту должность, оценив то немалое количество полезных рекомендаций, которые вырабатывал Общественный совет при МинАПК, состав которого был более чем внушителен. В него входили в основном герои и заслуженные работники сельскохозяйственной отрасли, и я горда, что мне посчастливилось оказаться в этой кагорте. С Баранивским мы были знакомы давно, в частности, я консультировала его по вопросам сельского хозяйства, и он считал, что мне удастся вытянуть «Госпищепром» из ямы. Но в тот момент, когда министр предложил мою кандидатуру, мне позвонила Вера Ульянченко – на то время советник Президента. Она просто поставила меня перед фактом: мою кандидатуру предлагают на пост замминистра МВД по финансовым вопросам. Все это случилось после скандала Луценко со своим замом Фокиным.

Придя в МВД, я не уволила ни одного подчиненного. Я просто заставила всех работать по-новому: так, как положено, а не как было заведено до этого. Мы с командой успели сделать многое. В частности, изыскали средства спецфонда министерства, за счет которых подняли зарплату милиционерам, достроили дома и выдали немало квартир, закупили много недорогих автомобилей и обеспечили ими мобильные службы (даже некоторым участковым повезло), отремонтировали изоляторы, отделения госпиталей, поликлиник, реабилитационных центров, обеспечили компьютерами следователей и оперативников, и еще много полезного сделали. Мы предложили парламенту механизм решения вопросов жилья и Кабмину – новую систему оплаты труда милиционеров на местах: так, чтобы она не зависела от мнения начальника райотдела. Я считаю, это было правильное решение, милиционер стал более независим, менее коррумпирован.

Когда я видела, что Луценко может сделать ошибку в решении финансово-хозяйственного вопроса – писала докладные. Это нужно было делать, так как Луценко до МВД был больше политиком, чем чиновником. Он, наверное, просто не мог охватить все проблемы огромного милицейского хозяйства. Опять же, его окружали шептуны, которые лоббировали схемы, действовавшие до него.

- Как-то сошла на нет волна, поднятая выступлением министра Цушко по результатам проверки финдеятельности МВД за многие годы. С трибуны ВР Цушко огласил не мало диких фактов злоупотреблений во времена первого прихода Луценко в МВД. Кстати, на «спорных» документах должны были стоять и ваши подписи, как главного «финансового» зама.

- Я видела отчет КРУ и уверяю Вас, злоупотребления разного характера службами, курируемыми мною, отсутствуют. Что касается неподведомственных мне служб, ничего сказать не могу. У меня нагрузка была колоссальная – стройки, больницы, пенсионеры, люди, бюджет, работа в областях и районах… Кроме того, в соответствии с Бюджетным кодексом – министр единственный распорядитель финансовых средств. И еще: тогда в МВД было впервые введено программное планирование системы обеспечения милиции, что автоматически блокировало любые злоупотребления в сфере закупок. Кроме этого, я предложила создать в МВД компьютерную систему обмена информацией, подобную платежной системе в банковской сфере. Потому что в МВД не было, да, наверное, нет и по сей день, единой системы обмена информацией между областями. Работники МВД принесли мне проект по реализации этого плана стоимостью 800 миллионов гривен. Для изучения ценовой политики на этот продукт, я предложила тот же проект специализированным компаниям. Через неделю мы знали, кто за какие деньги и как может решить эту задачу. Самым интересным оказалось предложение «Укртелекома» с суммой проекта – 130 миллионов. Как говорится: почувствуйте разницу – 800 и 130 млн. Помимо этого, «Укртелеком» брался подключитьмобильную связь в общеукраинскую информационную систему МВД. То есть, милиционеры почти бесплатно общались бы внутри структуры по мобильным телефонам, что здорово снизило бы расходы на связь. Я ушла из МВД вместе с Луценко, и до сих пор ничего из мною предложенного так и не было реализовано. Но о работе в МВД у меня остались самые теплые воспоминания. Насколько я знаю, бывшие подчиненные и многие милиционеры с уважением и благодарностью обо мне вспоминают. До сих пор получаю поздравительные открытки и телефонные звонки с благодарностью. Чем и горжусь.

“С Юлей Владимировной мы работали вместе в правительстве Виктора Ющенко. С этого момента я запомнила образ хрупкой, несчастной, заплаканной брюнетки, из-за которой мы почти каждый день не могли попасть к премьеру и решить очень важные государственный вопросы. Ее образ тогда далеко не соответствовал сегодняшнему образу созданному политологами, имиджмейкерами и … Павлом Глобой.”

Про родственников, их бизнес и земельный вопрос

- В завершение – о деньгах семьи: это всегда интересно читателям. Помимо супруга у вас занимается бизнесом и дочь. Они являются соучредителями компаний…

- … Я вас очень прошу – не приводите названий. У них тут же начнутся очередные проблемы, под дверью офиса выстроится вереница проверяющих. Достаточно было мне несколько дней назад покритиковать Юлию Владимировну (речь идет о заявлении госпожи Поречкиной две недели назад, в котором она подвергла критике Юлию Тимошенко за политическое сотрудничество с Москвой), как тут же на предприятие мужа заявились проверяющие. Это была очередная внеплановая проверка.

- Договорились: ТЕМА умеет хранить бизнес-тайны своих героев. И все же, два слова о семье.

-Мои родные – совершено самостоятельные личности, их бизнес никоим образом не связан с моей нынешней деятельностью. А сама я сознательно отошла от коммерции, перейдя на госслужбу. Хотя, признаюсь, до 2000 года я принципиально противилась политической и государственной деятельности.

Моей дочери 27 лет. Я принципиально удерживала ее от политики, хотя полученноеобразование к этому располагает – она закончила Институт международных отношений по специальности международное публичное право. Дочка – талантливый организатор и прекрасный человек. Кроме небольшого бизнеса на ее плечах две общественные организации. Она руководит «Центром содействия развитию личности» и помогает молодежи в становлении, одновременно занимается детьми-сиротами. Этот Центр силами молодых журналистов выпускает журнал для молодежи «Вы – личность», но, к сожалению, у них постоянные проблемы с деньгами на выпуск журнала. Вместе со мной дочь разработала программу по ликвидации детской беспризорности. Ее муж окончил Университет гражданской авиации, одно время работал в транспортной инспекции, сейчас у него бизнес, связанный со строительством. Мой муж по специальности механик. Мы с ним вместе заканчивали Институт легкой промышленности. Не называя его компании, хочу ответственно заявить, что это едва ли не единственная компания такого профиля, которая платит налоги в бюджет все до копейки, не в последнюю очередь – из-за меня, вернее, той должности, которую я занимаю. Но почему моя работа, критические заявления, которые я делаю в адрес тех или иных чиновников, премьер-министра в частности, должны отражаться на бизнесе моих родных – мне совершено не ясно.

- Да, в нашей стране имея родственников-бизнесменов, нужно быть осторожнее в высказываниях в адрес сильных мира сего … Кстати, что подвигло вас на столь резкую критику Юлии Владимировны? Вы с ней лично знакомы?

- С Юлей Владимировной мы работали вместе в правительстве Виктора Ющенко. С этого момента я запомнила образ хрупкой, несчастной, заплаканной брюнетки, из-за которой мы почти каждый день не могли попасть к премьеру и решить очень важные государственный вопросы. Ее образ тогда далеко не соответствовал сегодняшнему образу созданному политологами, имиджмейкерами и … Павлом Глобой.

Я человек слова, и мне не безразлична судьба украинского народа, который вымирает по тысяче человек в сутки. Только союз политиков вокруг идеи развития государства может спасти нашу страну. Юля Владимировна на протяжении всего периода нахождения у власти постоянно ищет врагов и не стремится объединить политические силы на созидание. Объединение лидеров территориальных громад, которое я возглавляю, возмущено невыполнением премьером своих предвыборных обещаний и неконструктивной политикой, которую ведет правительство. Об этом можно много говорить и возмущаться, но, кажется, у сегодняшнего интервью другая тема.

-Недавно в прессе появились упоминания о неком земельном скандале. Вашу дочь обвиняют в захвате гектара земли у поселка Гребени, что в 70 км от Киева. Будете оправдываться?

- Отнюдь. Моя дочь столкнулась с элементарным рейдерством. Землю ей выделили еще в 2004 году. В 2006-м она получила акт собственности на эту землю и начала строиться. Дело в том, что мы живем в Киеве в одной квартире. И дочери с зятем захотелось самостоятельности, к тому же мой внук часто болеет. На семейном совете решили, что ему лучше жить за городом. Недавно мы продали квартиру на улице Кловский спуск в центре Киева, которая принадлежала бабушке, и на эти деньги дети решили построить дом в Гребенях. И вот, когда стройка уже началась, мы узнаем, что садовое товарищество «Купава» получило в 1993 году там землю. Но, что интересно: товарищество было зарегистрировано за 4 месяца после того, как сельсовет выдал им 13 гектаров земли. Причем, землю даже не выдали, а лишь «рассмотрели вопрос» о выделении. Это – самое начало довольно длительной процедуры выделения земли. И вдруг нам начинают предъявлять претензии в захвате земли, собственниками которой мы давно являемся, на нее получены все необходимые документы, и никто до начала строительства с нами за нее не спорил. В действительности, к этому мифическому садовому товариществу имеет непосредственное отношение Ольга фон Шталенберг – супруга начальника правового отдела Верховного СоветаСергея Коростия. Собственно, они и руководят этими рейдерскими атаками на наш участок. Их не смущает ни высокий пост г-на Коростия, ни фальшивый акт на землю, который они предъявляют. Нет, у меня не существует ни малейших оснований для оправданий. Мой принцип и принцип моей семьи – трудиться и зарабатывать, а не воровать и отнимать.


Лидия Поречкина: «Деньги любят тишину»

На сегодняшний день мировой финансовый кризис и его влияние на Украину стало темой №1 в нашей стране, задвинув на второй план кризис политический и даже перевыборы. Такому повороту немало поспособствовало «обращение к народу» премьер-министра Юлии Тимошенко. Юлия Владимировна, ранее не замечавшая ни проблем c «Проминвестбанком», вызвавших в итоге значительный отток средств с депозитов в комбанках, ни мер, принятых НБУ по погашению паники, неожиданно констатировала наличие в стране финансового кризиса и объявила о готовности возглавить борьбу с этим кризисом.

Эксперты расценили заявление премьера однозначно: как желание любой ценой «завалить» объявленные президентом выборы. Тем более, что вскоре оказалось, что никакого пакета «антикризисных мер» у правительства нет. Его пришлось готовить в большой спешке, с соответствующим тщанием и, в итоге, качеством. Тем временем ситуация в экономике и финансовом секторе стала темой внимания Совета национальной безопасности и обороны, а также лично президента Ющенко. Глава государства, и прежде не упускавший из виду действия экономического блока правительства, в сегодняшней ситуации, похоже, намерен действовать более решительно и жестко. Вплоть до личного контроля над любыми предпринимаемыми Кабмином в экономической и финансовой сферах шагами. Чем вызваны действия президента,  в обязанности которого, в принципе, не входит руководство экономикой государства, действительно ли кризис настолько страшен, как его «намалевала» в телекартинке Юлия Тимошенко, «Трибуна» спросила у советника главы государства, многолетнего соратника Виктора Ющенко Лидии Поречкиной.

- Лидия Степановна, оцените, пожалуйста, как специалист в банковской сфере, бывший банкир и директор Киевского института банкиров  – действительно ли кризис настолько угрожает Украине, как об этом заявила премьер?

– Я буду говорить доступным для простых людей (без специального финансового образования) языком, потому что очень хотела бы, чтобы ваши читатели поняли мысль которую я хочу донести. Итак: мировой финансовый кризис и то, что наблюдается  в Украине, – это немного разные вещи. Которые имеют, как минимум, различные причины. Я объясню подробнее. Что такое финансовый кризис на макроуровне, то есть уровне государства или мира, и почему он случается? Финансовый кризис на макроуровне бывает только по двум причинам. Первая – если кто-то, либо финансовый спекулянт, либо финансовая группа, либо какое-то государство разрабатывает и реализует план нанесения финансового ущерба какой-то стране. В таком случае этот человек или государство начинает за два года до «назначенного» времени кризиса скупать самую востребованную денежную единицу, вымывая ее таким образом из финансового рынка. В итоге торговые операторы на этом рынке лишаются возможности рассчитаться с поставщиками, банки – кредитовать предприятия и так далее. Тогда происходит финансовый кризис. Я могу привести классический пример, когда Джордж Сорос атаковал английский фунт стерлингов, обрушив его и тем самым заработав себе полтора миллиарда.

И вот нынешний кризис в США произошел примерно по такому сценарию, разве что есть ряд отличий. Во-первых, наличие в случившемся вины самих Соединенных Штатов. США вынесли все свое производство за пределы страны, в основном в Китай, и таким образом стали зависимы от Китая. Вторая причина – это эмиссия значительного количества денег, которые оборачиваются не на территории США. Эти деньги, как правило, выпускаются под какие-то конкретные проекты – военные действия, торговые операции и так далее. И вот эта эмиссия и, главное, денежные потоки стали настолько неконтролируемыми, что в США, я думаю, сами не знают, сколько американских долларов оборачивается за пределами их страны, где они оборачиваются и где накопилась критическая масса долларов. А потому не могут вовремя реагировать на угрозы.

И вот некая страна либо группа стран, накопив критическую массу долларов, попросту заморозила их.

- Китай?

– Да, в основном Китай. Арабские страны как сопутствующие. О России мы сейчас не будем говорить… В общем, те страны, у которых есть повод не питать больших симпатий к США. В итоге мы все видим, что Америка имеет серьезные проблемы. Лопаются банки, останавливается производство – то, конечно, которое осталось на территории США. Но это в Соединенных Штатах. В то, что будет серьезный кризис в Европе, я не верю. Евро сегодня – самая устойчивая, самая надежная валюта. Евросоюз очень жестко контролирует оборот евро в мире. Да, могут быть проблемы на уровне отдельных финансовых структур. В первую очередь у тех, кто не просчитал свои риски. Могут быть проблемы даже в отдельных странах. Но в целом Евросоюз, думаю, достаточно легко найдет рычаги, которые спасут его от кризиса.

- А Украина?

– А об Украине – отдельный разговор. И начинать его нужно как раз со второй причины, которая может запустить финансовый кризис на макроуровне. Вторая причина – это когда руководитель высокого уровня, по сути, провоцирует финансовый кризис, просто даже говоря о его возможности. Такой руководитель, особенно располагающий определенным доверием части населения, начинает попросту пугать народ. А народ, выслушав прогнозы, впадает в панику, бежит в банки и забирает оттуда деньги. На сегодня из депозитной системы банков снято 18 миллиардов гривен, из них почти 14 миллиардов – населением. Люди сами стали причиной финансового кризиса, спровоцированного, впрочем, языком конкретного политика. Я имею ввиду Юлию Владимировну. А банки в итоге лишаются возможности кредитовать, производство недополучает средств, выпускается меньше товаров, людям меньше платят зарплату, и таким образом, снова-таки, искусственно запущенный финансовый кризис превращается в экономический.

- Уж не намекаете ли вы, что обращение Тимошенко к народу преследовало как раз такие цели?

– Я не намекаю, я констатирую. Я хочу немного вернуться в историю. В 1993 году я создала и возглавила Киевский институт банкиров. Это был первый негосударственный вуз, который собрал знания о совершенном развитии финансов и банковской деятельности со всего мира. У нас была самая лучшая библиотека по финансам на то время, самые лучшие преподаватели. Которые, между прочим, имея уже ученые звания доцентов, профессоров и академиков, параллельно обучались в ведущих банках мира. И вот все мы – и преподаватели, и студенты этой школы – запомнили фразу, которую нам говорил Вадим Петрович Гетьман: «Вид бегущего банкира вызывает страх у народа». Потому банкиров учили, чтобы они были сдержанными, уравновешенными и всегда-всегда спокойными. Только тогда деньги будут работать, экономика – развиваться, капитал – увеличиваться. Деньги любят тишину.

Что же мы видим сегодня? В эфир центральных телеканалов выходит премьер-министр и заявляет: в стране все плохо, в финансовой системе все плохо, с экономикой все плохо. Какую реакцию можно ожидать от народа, который и так с опасениями следит за тем, что происходит в США и некоторых странах Европы? Какую реакцию следует ожидать от бизнеса? Однозначную реакцию: народ побежит в банк забирать деньги, чтобы защитить их и себя от этого объявленного премьером кризиса. И тогда кризис, которого на самом деле не было, начнется реально…

- Но ведь Нацбанк начал применять антикризисные меры еще до того, как Тимошенко выступила со своим обращением. Значит, все-таки были предпосылки?

– Снова: давайте не будем идти на поводу мифов, которые очень профессионально, отмечу, создает и внедряет посредством СМИ в наше сознание Кабмин. Действительно, Нацбанк сделал ряд шагов, которые можно назвать стабилизационными. Отмечу, что сделал он их совершенно тихо и в рамках собственной компетенции по регулированию в банковской сфере. Ни один банкир на телевидение не вышел. Ни Стельмах, ни замы. Все тихо, спокойно работают. Кроме разве что Порошенко. Еще раз повторю: деньги любят тишину. Что бы ни происходило – банкиры должны молчать. Они знают законы финансов, знают, как стабилизировать ситуацию, как перераспределить денежные ресурсы в системе банков, чтобы они работали эффективно и их было достаточно для того или иного проекта.

Но вернемся к мерам Нацбанка. Приняты они были на самом деле вовремя. Но чего касались эти меры? Кризиса в банковской системе? Нет, потому что не было кризиса. Кризиса финансового? Нет, потому что не было и его. Это были шаги для противодействия возможному влиянию кризиса в США на Украину? Снова-таки, нет, потому что Нацбанк реально оценивал уровень этого влияния. Меры касались «Проминвестбанка». И влияния кризиса в этом, несомненно, большом, несомненно, важном банке Украины на банковскую систему. Точнее, на вкладчиков как «Проминвестбанка», так и других банков.

- А это совсем другая история…

– Совершенно верно. Сегодня нас пытаются подвести к мысли, что проблемы «Проминвестбанка» были предтечей кризиса на макроуровне в Украине. Но ведь это не так. Точнее, в некотором роде кризис банка можно назвать «предтечей» того, что сегодня было запущено премьером. Я думаю, что не раскрою большой тайны, поскольку информация об этом была в СМИ, об этом говорили правоохранительные органы, расследующие дело об организованной атаке на «Проминвестбанк»: за этой атакой стояли люди, близкие к Юлии Тимошенко.

Для того, чтобы понять, что произошло на самом деле, достаточно проанализировать макроэкономическую ситуацию в Украине, сложившуюся к лету. Было очевидно, что Тимошенко как премьер не справляется с обязанностями. В первую очередь по наполнению бюджета, по выполнению собственных предвыборных обещаний. Также была очевидна возможность внеочередных выборов в Верховную Раду, которые в сложившейся ситуации, с учетом падающего рейтинга премьера, были очень невыгодны Тимошенко. Нужно было как-то оправдать провал экономической политики, и тогда запускается в первый раз механизм «финансового кризиса». Есть такой банк – «Уникомбанк», – который, как рассказал и.о. главы СБУ Валентин Наливайченко, принял активнейшее участие в организации «кризиса» в «Проминвестбанке». К «Уникомбанку» же имеет непосредственное отношение депутат из Блока Юлии Тимошенко. Схема атаки была сложной, с привлечением СМИ, финансовых технологий. Но, как мы знаем, Нацбанк эту атаку погасил. И тогда Тимошенко выступила с заявлением к народу, в  котором сказала, что вот есть мировой финансовый кризис и что он затрагивает Украину. Это, как вы правильно заметили, случилось уже после предпринятых НБУ мер. Но это была уже вторая попытка. На этот раз – более серьезная. Это прямое провоцирование кризиса, потому что иного выхода у Тимошенко попросту не было.

- Я хотел бы вернуться немного к «Проминвестбанку». Могла ли хотя бы даже теоретически принести успех атака?

– Категорически нет. Я хотела бы, чтобы ваши читатели твердо уяснили себе несколько вещей. Во-первых, украинская банковская система – это очень мощная и очень надежная система. Может быть, я кому-то открою глаза, но наша система на порядок надежней американской. Это связано в том числе с установленным уровнем резервирования, со страховкой рисков. Если по-простому – чтобы выдать кредит, банк должен положить значительную сумму на специальные счета НБУ. И, даже имея невозвращенный кредит, такой банк сможет выполнить свои обязательства по депозитам, по кредитам, взятым у других банков с этого резервного фонда. Это, безусловно, делает кредиты дороже, что в некоторой мере тормозит рост мелкого и среднего бизнеса. Но это также делает банки чрезвычайно устойчивыми, защищает интересы вкладчиков. И в той ситуации, когда американские банки «лопаются», украинские, безусловно, выжили бы.

Но есть вещь, с которой справиться достаточно сложно. Это паника. Я уже говорила, что деньги любят тишину. В случае с «Проминвестбанком» этот постулат был сознательно нарушен. Народ пошел за депозитами. И Нацбанк был вынужден пойти не непопулярную, но необходимую меру: ограничить возможность досрочно закрывать депозиты. Хотя, отмечу, далеко не все банки вообще эту возможность предоставляли. Как бы там ни было, у НБУ достаточно и других рычагов, чтобы погасить подобную атаку.

– Но почему тогда эта атака вообще была осуществлена? Разве в окружении Тимошенко не понимали, что она априори обречена на провал?

-Я так полагаю, что не понимали. И вызвано это уровнем знаний законов экономики окружением Юлии Владимировны. Наверное, трудно ожидать, что команда, все достижения которой в экономической сфере ограничиваются рекордным ростом инфляции, а в политической – перманентными склоками добьется успеха в других сферах.

Окончание следует

Во второй части интервью читайте о том, почему политику правительства Тимошенко в сфере экономики можно назвать провальной и почему президент Ющенко был вынужден заняться непрезидентскими делами.

Справка «Трибуны»: Лидия Степановна Поречкина, кандидат экономических наук, заслуженный экономист Украины. Автор монографии «Стратегический маркетинг банковских услуг». Третий ранг государственного служащего. Прошла путь от работницы Шполянского сахарного завода до заместителя министра внутренних дел Украины. В 1993-1998 возглавляла Киевский институт банкиров – первый негосударственный экономический вуз Украины. Работала заместителем председателя правления – начальником главного управления Государственной акционерной компании «Хлеб Украины», председателем правления Украинской государственной инновационной компании, заместителем министра внутренних дел. Ныне – советник президента Украины.

- Лидия Степановна, вот вы говорили о провалах правительства Тимошенко в экономической политике. Нас могут обвинить в голословности, если не будут приведены конкретные примеры. Все-таки бюджет как-то наполняется, налоги собираются, зарплаты и пенсии выплачиваются…

– Не могу возразить. Наполняется и выплачиваются. Но возникает вопрос: как это делается? Я приведу такой образный пример. Вы, допустим, взяли у соседа лошадь – огород себе вспахать. Вспахали. Затем смотрите – лошадь-то есть, почему бы еще дров не привезти. Привезли. Затем на базар съездили, затем еще что-то. К вечеру лошадь пала. А вы довольны: столько дел полезных для себя сделали. Но лошадь, простите, сдохла! Вот примерно то же делает со страной правительство Тимошенко. Вы поймите, правительство должно управлять бюджетными финансами, эффективно управлять государственными предприятиями, управлять всеми материальными ресурсами страны. Не продавать налево и направо в виде материалов, ресурсов, лицензий на добычу, а управлять. Накапливать деньги для государства, чтобы затем перераспределять их через бюджет – на социальные нужды, на развитие экономики. Потому что, возвращаясь к нашему образу, лошадь кормить нужно, а не только пахать на ней.

Кабмин же вместо того, чтобы эффективно управлять тем же самым Одесским припортовым заводом, разработать эффективный менеджмент этим предприятием, внести в парламент закон об отмене налогообложения прибыльных госпредприятий и все до копейки деньги с этих предприятий собирать в госбюджет, выставляет завод на продажу. Правительство «доит» экономику налогами, рентными платами и так далее. Все. На этом ресурсы исчерпываются. Но пополнение бюджета должно в значительной мере осуществляться посредством эффективного управления государственным имуществом. У нас в стране есть и газ, и нефть, и полезные ископаемые, и государственные предприятия, которые могут быть очень прибыльными. Правительство должно через свои министерства создать эффективный менеджмент управления, рассчитать, какую прибыль должно дать то или иное предприятие, сколько продукции выпустить, какая себестоимость этой продукции должна быть и на какой рынок ориентирована, просчитать реальные доходы этого предприятия и вести контроль за управлением этим предприятием через свои министерства. И план довести до каждого предприятия, чтобы они все до копейки отдавали в государственный бюджет. Вот в чем заключается основная задача и роль правительства. То есть премьер-министр вместе с правительством на сегодняшний день не выполняют основной своей задачи.

А уже вторая задача – собрать налоги с предприятий негосударственной собственности.  Ведь если будет альтернативный источник доходов в бюджет за счет эффективного управления государственным имуществом, то тогда уже можно уменьшить налогообложение и ввести новый налоговый кодекс для юридических лиц негосударственной формы собственности. Вы посмотрите: все на выборах обещают минимизировать налоги. А как только человек возглавляет правительство, он мгновенно об этих обещаниях забывает. Потому что не умеет по-другому наполнить бюджет, кроме как за счет налогов и распродажи собственности. Но продажа госимущества – это самый легкий путь проедания денег. Если госимущество работает, то оно дает доходы ежегодно, на протяжении всего периода. Если мы продаем госпредприятие, то мы получаем деньги один раз. За один год мы их проедаем, а что будет потом, через два, три года, десять лет? За счет чего мы будет наполнять бюджет? За счет сумасшедших налогов? Да ни одно предприятие негосударственной формы собственности не выдержит таких налогов! Лошадь сдохнет, но свои-то дела мы поделали…

- Ну, такой подход, наверное, не только правительство Тимошенко характеризирует…

– К сожалению, да. Я снова возвращусь к нашему институту банкиров, через который прошли многие известные сегодня финансисты. Тогда, в начале 90-х, мы разработали макроэкономическую модель развития государства. То есть принципы, по которым должно развиваться наше государство, с учетом законов экономики. К сожалению, эта разработка не получила жизни в действиях ни одного правительства, кроме правительства Виктора Андреевича Ющенко. Суть модели – в объединении монетарной и фискальной политики. Вы знаете, что фискальная политика имеет две основные составляющие: бюджет и налоги, монетарная также две – количество денег и цена на эти деньги. И вот только Ющенко, будучи премьер-министром, соединил фискальную и монетарную политику. И фактически заставил государственные деньги работать на финансовом рынке. Эти деньги заработали деньги, и он смог решить ряд серьезнейших проблем, стоявших тогда перед Украиной.

- Погасил долги Украины?

– Погасил долги – как внешние, так и внутренние. Пример действия правительства Ющенко стоит привести еще и потому, что сегодня ситуация для Украины в чем-то схожая. К 2000 году, когда Виктор Андреевичем стал премьером, перед Украиной стояла угроза внешнего дефолта. Назревала катастрофическая ситуация: в самой стране хронически не выплачивались зарплаты и пенсии, Украина должна была зарубежным кредиторам критическую для нас сумму. Ведь все правительства, которые были до Ющенко, только и делали, что занимали деньги, которые, кстати, потом неизвестно куда девались. Евробонды, еврооблигации, которые были эмитированы украинскими правительствами, размещались на внешнем рынке под 16-17% годовых. По сути, за этими займами очередь выстраивалась, потому что стоимость кредитов на Западе была 5%, а здесь – 17%. Но в Украине никто не учитывал, сколько у нас внешних займов.

И вот, когда Ющенко пришел на должность премьера, он первым делом выяснил, сколько у нас этих займов. Оказалось, что сумма в несколько раз превышает бюджет Украины. Это была очень страшная ситуация, Украина стояла на пороге дефолта. И если бы Ющенко – суперфинансист мирового уровня – не стал премьером, мы бы этот дефолт имели. Ющенко тогда погасил все основные займы. Откуда же он взял эти деньги? Ющенко соединил фискальную и монетарную политику. Он запустил деньги государственного бюджета в оборот. Они заработали деньги. Часть из заработанного пошла на погашение внутригосударственных долгов, другую часть он пустил на погашение внешнего долга – то есть тех огромных долгов, которые наделали предыдущие правительства. Он выдал пенсии, зарплаты людям, которые они не видели несколько лет. Фактически Ющенко тогда спас Украину. Я как человек, непосредственно знакомый с банковской сферой, хочу отметить, что в Украине не так много финансистов международного класса. Их можно по пальцам пересчитать. И на первом месте я бы, безусловно, назвала Виктора Андреевича. Он умеет управлять финансами, из денег делать деньги. Он может вывести страну из совершенно критической ситуации!

- А кто еще может?

– Финансистов международного класса, как я уже сказала, в Украине можно пересчитать по пальцам. Если говорить о первых позициях, то после Ющенко я бы назвала, конечно, Сергея Тигипко. Умнейший, интеллигентнейший человек и суперпрофессионал, который тоже имеет очень высокий рейтинг на международном рынке. А также Игоря Митюкова и Игоря Юшко, которые, как вы помните, тоже были министрами финансов.

Так вот, возвращаясь к нынешней ситуации, я, к сожалению, вынуждена сказать, что, кроме правительства Ющенко, действительно, ни одно правительство не работало в стратегическом ключе. Но и не одно правительство не работало так авантюрно, провально, пагубно для экономики, как  работает сегодня правительство Тимошенко. К сожалению, для этого есть объективные причины: правительство Тимошенко было сформировано не по критериям профессионализма, а по квотам. У нас, простите, даже правительство Януковича до такого не додумалось – все-таки подбирали в Кабмин профессионалов. А правительство Тимошенко делило пирожки: этот пост тебе, этот – мне, и не смотрело, разбирается человек или вообще не разбирается…Главное, что имеется квота фракции. И только по рекомендации фракции назначался тот или иной человек. А рекомендовали тех, кто либо мешок с деньгами принес, либо назначен дерибанить это министерство или госпредприятие. Что и случилось в итоге.

- Если действительно вернуться к сегодняшним событиям. Правительство Тимошенко обещало подготовить план антикризисных действий. Кроме того, в ситуацию вмешался Совет нацбезопасности и обороны и лично президент. Почему, кстати, он раньше этого не сделал?

– Потому что раньше не было необходимости вмешиваться публично. Я уже говорила, деньги любят тишину, и любое заявление авторитетного руководителя может изменить в ту или иную сторону поведение рынка. До заявления Тимошенко не было основания говорить о наличии какого-либо кризиса в Украине. Этот кризис запустила Юлия Владимировна своим обдуманным заявлением, и это было уже серьезно. Потому Ющенко поступил уже не только как президент и глава Совбеза (а кризис, запущенный премьером, реально может угрожать национальной безопасности), но и как профессионал в области финансов. Сегодня я уверена, что экономике страны ничего не угрожает. Виктор Андреевич, как вы помните, не раз выводил Украину из кризиса с минимальными потерями. О 2000 годе мы уже говорили, а ведь был еще 1998 год. Когда аналогичный кризис потряс мир, когда Россия объявила дефолт, рубль рухнул, экономики целых стран рухнули. Украина тогда вышла из кризиса с минимальными потерями благодаря умелым действиям НБУ, который тогда возглавлял Ющенко.

Что касается мер правительства Тимошенко, то нужно, конечно, изучить, что предложит Кабмин (беседа велась до того, как законопроект был подан в парламент. – «Трибуна»). Но уверена, что правительство под шумок попытается прежде всего решить ряд собственных проблем.

И снова-таки: у нас не было никакого кризиса в финансовой сфере. Объективно кризис в США отразился, в основном, на металлургических комбинатах. Меткомбинаты принадлежат отдельным лицам государства: Ахметову, Таруте, Бойко. На 17% снизился экспорт металла, и предприятия недополучили определенные оборотные средства в виде проплат за товар. Но ведь это кризис для Ахметова, для Коломойского, еще, может, для нескольких людей. Почему кризис этих людей должен волновать Юлию Владимировну? Эти люди знают, как управлять своим производством, своим капиталом, как снизить риски и последствия негативных тенденций. Они могут справиться со своим кризисом и без Юлии Владимировны.

Поэтому премьеру нужно не демагогией заниматься, не авантюрой, не лезть вместе с правительством в монетарную политику государства, не создавать своими заявлениями панику среди населения и предпосылки для финансового кризиса. Нужно работать в сфере своей компетенции, и желательно профессионально. А если работать профессионально не умеешь, нужно освобождать место тем, кто умеет.

Справка «Трибуны»: Лидия Степановна Поречкина, кандидат экономических наук, заслуженный экономист Украины. Автор монографии «Стратегический маркетинг банковских услуг». Третий ранг государственного служащего. Прошла путь от работницы Шполянского сахарного завода до заместителя министра внутренних дел Украины. В 1993-1998 возглавляла Киевский институт банкиров – первый негосударственный экономический вуз Украины. Работала заместителем председателя правления – начальником главного управления Государственной акционерной компании «Хлеб Украины», председателем правления Украинской государственной инновационной компании, заместителем министра внутренних дел. Ныне – советник президента Украины.


Мотоодежда и мотоэкипировка Мотоодежда и мотоэкипировка на Motomillennium.com.ua Чистка и обслуживание кондиционеров